Для повышения мотивации к учебе важно начинать работу над этим вопросом еще в начальной школе. Ребенок должен осознать, что обучение необходимо, прежде всего, для его собственного развития, а не только для удовлетворения требований учителя или родителей. Родители должны заниматься воспитанием, способствуя формированию у ребенка разносторонних интересов, поощряя стремление к новым знаниям и расширению кругозора, а также вкладываясь в дополнительное образование. Важно совместно искать увлечения и помогать ребенку с учебой в случае необходимости.
Дополнительное образование способствует улучшению успеваемости подростков благодаря развитию компетенций, которые не всегда формируются в рамках общего образования. Оно предоставляет возможность:
1. Получить полезные знания и навыки в различных областях.
2. Развить познавательные интересы, что делает учебный процесс более увлекательным и снижает риск его превращения в рутину.
3. Сформировать социальные навыки, такие как умение работать в команде, общаться и управлять временем, которые являются важными для успешной учебной деятельности.
Механизмы, способствующие повышению мотивации к обучению в школе, включают:
– уверенность в своих силах: освоение новых навыков и знаний, которых нет у большинства сверстников, способствует повышению уверенности ребенка, снижению тревожности и развитию ответственности;
– компенсационный механизм: дополнительное образование позволяет неуспевающим в школе ученикам раскрыть свои сильные стороны и продемонстрировать способность к успеху в других сферах деятельности;
– практико-ориентированный подход: содержание дополнительных программ направлено на применение знаний и навыков на практике, что способствует формированию функциональной грамотности.
Атмосфера свободы и интереса, характерная для дополнительного образования, является ключевым фактором в изменении отношения к школьным занятиям. Успех в дополнительных занятиях способствует формированию позитивного отношения к учебе, превращая трудности в вызовы, которые вызывают интерес и азарт.
Родители, которые не хотят, чтобы их дети посещали кружки и секции, имеют право на свой выбор, однако они упускают важный аспект: школьное образование не может быть полноценным без дополнительного. Только совместное усилие родителей и образовательных учреждений может создать гармоничную систему обучения, охватывающую все аспекты развития ребенка: интеллектуальный, физический, психологический, морально-этический, социальный и творческий.